Эпоха "дикого капитализма" на рынке российского кредитования, к счастью, подходит к концу, поэтому в случае произвола банков российскому заемщику есть куда пожаловаться. О том, на что можно жаловаться и куда, и пойдет речь в данной статье.
На что можно жаловаться
Прежде всего следует понимать, что если разногласия с банком у вас возникли ДО подписания кредитного договора, то вы можете рассчитывать только на компенсацию моральных издержек (если банк не прав и вам удастся это доказать). Если конфликт возник уже после подписания кредитного договора (в процессе выплат по кредиту, например), то кроме моральных издержек вы можете потребовать и компенсацию ваших реальных финансовых потерь. К сожалению, банковские клерки часто не отдают себе отчет в том, что всякий договор (в том числе и кредитный) — это всегда результат взаимодействия как минимум двух сторон и у каждой из сторон есть свои права и обязанности. И если банковский клерк по каким то причинам пытается превысить свои полномочия и как то ущемить ваши права как заемщика, то следует напомнить ему об этом. А если это не поможет — то пожаловаться в соответствующие инстанции.
Одна из наиболее часто встречающихся проблем данного плана — некорректность и грубость банка в случае истребования долга. Да, при подобном развитии событий банк может позвонить вам (в разрешенное законом время), направить вам официальное письмо с требованием о возврате долга или прислать по месту вашего проживания своего сотрудника (естественно без паяльника :D). Но банк не может в процессе этих действий допустить утечки информации о вашем кредите, например, звонить по месту вашей работы и требовать от вашего начальства чтобы он повлиял на вас в плане погашения задолженности по кредиту. Если подобное все же произошло, то вы праве привлечь сотрудника банка к ответственности в соответствии с законом о банковской тайне. А ответственность данным законом по таким деяниям предусмотрена достаточно суровая — до 2-х лет тюрьмы.
Если вы в связи с какими то обстоятельствами не смогли платить кредит и допустили ряд просрочек по кредиту, то банк может (ему это разрешено законом) переуступить ваш долг третьему лицу – например, коллекторскому агентству, специализирующемуся на взыскании долгов. Но это коллекторское агентство НЕ МОЖЕТ требовать с вас другую сумму, нежели та, что вы остались должны, плюс штрафы и пени за просрочку, предусмотренные кредитным договором. Но Заемщик НЕ ДОЛЖЕН оплачивать никакие издержки, вызванные образовавшимся долгом, КРОМЕ тех, решение о которых вынес суд (если дело до него все таки дошло).
При этом коллекторы могут добиваться от вас возврата долга только законными способами. Они не должны оказывать психологическое давление на вас или ваших близких. Если они все же выходят за установленные законом рамки, то вы можете подать иск о возмещении морального ущерба и отсудить у колекторского агентства приличную сумму денег (а такие случаи в судебной практике в России уже были). Также можно обратиться к антиколлекторам.
Помните, что ваши права при кредитных взаимоотношениях с банком защищают такие законы как:
- «О банках и банковской деятельности»;
- «О защите прав потребителей»;
- Гражданский кодекс РФ и ряд других документов
Как жаловаться
Чаще всего методы вашей жалобы будут зависеть от характера нанесенной вам обиды:
- В случае обычного хамства можно начать с жалобной книги — обычно она имеется в любом уважающем себя банке. В нормальных банках в этом случае по отношению к вашему обидчику будут, как правило, приняты определенные финансовые меры (его лишат премии или что-нибудь в этом роде) и в будущем ему будет уже неповадно хамить клиентам банка.
- Если жалобной книги нет, то можете напрямую обратиться к руководству банка — не бойтесь этого делать, банк не может сделать ничего вам плохого за это.
- Вас не захотели слушать в данном филиале банка — поднимайтесь выше, отправляйтесь в головной офис банка. Как правило, записаться туда на прием можно при помощи телефонного звонка или через интернет.
- Если банк напрямую нарушает условия кредитного договора, то вы можете написать претензию в банк. Обычно подобные претензии хорошо стимулируют банк на выполнение действий.
- Если вашим просьбам "не вняли" на этих этапах, то есть возможность пожаловаться в Центральный банк РФ или его региональное подразделение. Они могут помочь разрешить образовавшийся конфликт поскольку они непосредственно контролируют работу банков.
- Если ни одним из описанных способов вам не удалось найти взаимопонимания с банком, то своими мыслями о плохом банковском обслуживании конкретного банка вы можете поделиться с представителями законодательной власти, отвечающими за банковскую сферу.
- Помощь в вашей "борьбе" с банком могут оказать и профессиональные объединения банкиров и связанные с ними структуры, такие как Ассоциация российских банков (АРБ), Ассоциация региональных банков России (АРБР), Национальная ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов (АКБР). На неправомерные действия коллекторских агентств можно жаловаться в Ассоциацию по развитию коллекторского бизнеса (АРКБ).
- Суд с банком. Конечно подавать в суд на банк решаются немногие, большинство думают что это бесполезное дело и банк все равно "не победить". Однако в последнее время участились преценденты когда подобные суды выигрывают недовольные клиенты банков. Подавать в суд можно по различному поводу: если банк звонит с напоминаниями о просроченных платежах в неразрешенное законом время, начисляет штрафные санкции, выходящие за пределы здравого смысла и т.д. Уровень недовольства населения России кабальными условиями предоставления кредитов в последнее время непрерывно растет и, что не может не радовать, судьи все чаще в подобных делах встают на сторону клиента. При этом вашим возможным союзником при обращении в суд может стать Роспотребнадзор, который с начала 2007 года периодически проводит проверки банков на предмет соблюдения прав заемщика.
Куда жаловаться
Таким образом, обратиться с жалобой на неправомерные действия банков можно в следующие организации:
- Территориальные подразделения Центрального банка РФ (www.cbr.ru/today/structure/territorial_subdivisions.asp)
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) (www.rospotrebnadzor.ru)
- Ассоциация российских банков (www.arb.ru/site)
- Ассоциация региональных банков России
- Национальная ассоциация кредитных брокеров и финансовых консультантов (www.akbr.ru)
- Ассоциация по развитию коллекторского бизнеса (www.arkb.ru)
- Союз заемщиков и вкладчиков России (www.fingramota.ru)