В последние годы в нашей стране наблюдался настоящий бум покупки автомобилей — по количеству покупаемых новых автомобилей в год Россия даже выходила на первое место в Европе. Во многом столь впечатляющие темпы покупки автомобилей в нашей стране обусловлены широким распространением услуг автокредитования. В большинстве случаев автокредиты оформляются, конечно же, в банках. Но иногда автокредит можно оформить непосредственно в автосалоне, в котором вы приобретаете автомобиль. Об особенностях автокредитов в автосалонах и пойдет речь в данной статье.
Помните о том, что в подавляющем большинстве случаев в качестве реального кредитора при оформлении кредита в автосалоне выступает все равно какой-нибудь банк — в данном случае автосалон выполняет функцию посредника между вами и банком, иногда все же удобно сразу оформить и автокредит, и КАСКО на покупаемый автомобиль не выходя из здания автосалона. Но не всегда это будет самым выгодным и целесообразным решением — об этом далее в данной статье.
Непосредственно в роли кредитора могут выступать лишь очень крупные автосалоны и то мало кто из них с этим связывается потому что в большинстве случаев автосалону гораздо проще заключить договор с несколькими банками чем самому брать на себя функции банка — а геморроя в этом, поверьте, немало. Чего стоит хотя бы получение различных лицензий на осуществление подобной деятельности. А если прибавить к этому еще и проблемы с возможными должниками, то сразу становится понятно почему автосалонам не охота ввязываться в подобную деятельность.
Более возможным в данном случае является предоставление автосалоном не кредита, а простой рассрочки (без процентов) на приобретаемый вами автомобиль — в этом случае автосалону нет необходимости получать лицензию на осуществление банковской деятельности. Но в условиях суровой российской реальности с непрерывно чередующимися в последнее время финансовыми кризисами такое щедрое предложение как рассрочка у большинства российских автосалонов встретишь нечасто.
В данном случае возможны 2 варианта: либо автомобиль оформляется сразу в вашу собственность (в данном случае, правда, ПТС на автомобиль все же передается кредитору), либо автомобиль остается в собственности у автосалона (банка). Естественно первый вариант предпочтительнее потому что за время выплаты вами кредита автосалон или банк могут обанкротиться и тогда, как называется, "ищи свищи ветра в поле". Разумеется в этом случае на автомобиль будет наложен арест и чтобы вызволить ваш законный автомобиль (ну или почти законный если еще не погасили значительную часть кредита за него) из него придется сделать немало лишних телодвижений по сравнению со случаем если бы автомобиль был оформлен в вашу собственность (в данном случае при банкротстве банка осталось только бы выплатить кредит банку-правопреемнику банка-банкрота, банки же просто так не исчезают и не льстите себя надеждой что если банк закрылся, то и кредит больше выплачивать не надо — на эти "кредитные деньги" всегда найдется хозяин, которому вы будете обязаны выплатить оставшуюся часть кредита).
Разумеется за простотой оформления автокредита в автосалоне (никуда не надо дополнительно ездить, часто даже вашу кредитную историю не проверяют и т. д.) могут скрываться различные подводные камни, на которые стоит обратить внимание. По большому счету таких "подводных камня" при оформлении автокредита в автосалоне два: навязывание не очень выгодных условий кредитования и навязывание грабительских тарифов КАСКО.
К сожалению довольно часто бывает так, что лишь не очень крупные и известные банки готовы платить автосалонам довольно большое вознаграждение за то, что они приведут к ним заемщика (то есть сразу оформят кредитный договор данного банка в автосалоне) — по другому этим банкам очень трудно искать себе заемщиков в силу того что они малоизвестны. Поэтому в данном случае и менеджеры в автосалонах будут вам усиленно рекламировать только те банки для оформления автокредита, которые платят большие "отступные" автосалону. Но большой "откат" автосалону неизбежно закладывается в повышение процентной ставки по кредиту (либо в различные комиссии по кредиту) — ведь за все в этой жизни необходимо платить. Дополнительно процентная ставка увеличивается за счет того, что банк мелкий — поскольку клиентов сравнительно мало то ему как то надо компенсировать свои постоянные издержки (аренда помещений, зарплата сотрудникам и т.д.). В результате всего этого процентная ставка по автокредиту, оформляемому в автосалоне, может быть на 30-40% больше (а иногда и еще больше) чем процентная ставка по автокредиту в "нормальных" банках.
Навязыванием грабительских (повышенных) тарифов по КАСКО также грешат не очень благонадежные автосалоны — они заставляют покупать КАСКО только в ограниченном списке "аккредитованных" ими страховых компаний, в которых, естественно, тарифы КАСКО существенно выше их среднерыночных цен. За это страховые компании также платят "отступные" автосалону.
Но значит ли все написанное мною что не стоит никогда оформлять кредит в автосалоне? Конечно же нет. Ведь существует достаточно большое число автосалонов, которые дорожат своей репутацией и поэтому предлагают и для оформления кредита, и для оформления КАСКО "нормальные" банки и страховые компании. Просто помните о том, что при оформлении автокредита в автосалоне следует быть вдвойне внимательным и прежде чем пойти на такой шаг желательно все же изучить кредитные предложения от наиболее известных банков в вашем регионе (чтобы была возможность проверить насколько выгодное предложение по автокредиту вам предлагает автосалон).
Разумеется в рекламах различных автосалонов часто можно увидеть фантастически выгодные условия по автокредитованию — либо предлагается очень низкая процентная ставка, либо вообще предлагается беспроцентный кредит. Но всегда помните в подобных случаях о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Как правило, при подобных предложениях по автокредитованию для отдельных автомобилей (а обычно такие фантастические скидки по автокредиту предлагаются не на всю линейку автомобилей, продающихся в автосалоне, а лишь на некоторые модели) либо цена на автомобиль завышена по сравнению с другими автосалонами, либо вам пытаются продать "залежалый" (применительно к автомобилю более подходит термин "застоявшийся") и не совсем конкуретноспособный товар. К слову сказать, подобные "фантастические" предложения по автокредитам часто происходят не по инициативе автосалонов, а по инициативе производителей авто — данную ситуацию я достаточно подробно описал в комментарии №30 к следующей статье: что выгоднее — потребительский или автокредит.